вторник, 13 декабря 2011 г.

Первое востание бедноты и рабов


В музее голландского города Лейдена хранится длинный лист папируса, склеенный из 17 страниц и испещренный беглыми строчками. Это описание «бедствий» страны, сделанное неким писцом Ипусером (иногда это имя произносят не совсем точно — Ипувер).

Автор жалуется, что миновали хорошие времена, когда в Египте царил порядок. Люди стали свирепыми. Всюду бродят шайки разбойников. Многие земледельцы боятся выходить из своих домов на полевые работы, а если какой-нибудь смельчак и отправляется пахать землю, то обязательно захватывает с собой щит.

Все законы нарушены. Все в жизни страны перевернулось. «Земля перевернута, как гончарный круг!» — в отчаянии восклицает Ипусер.

Мы понимаем, почему этот представитель господствующего класса рабовладельцев тоскует и возмущается. Оказывается, бедняки захватили имущество богачей. «Тот, кто не имел собственного дома, бродил в лохмотьях, выпрашивая подаяния, теперь ходит в одежде из тончайшего полотна, мажется душистым маслом, пьет лучшие вина. Тот, кто не имел даже ладьи, чтобы переправиться через Нил, завладел целой флотилией кораблей, а прежний собственник смотрит на эти корабли, но они уже не принадлежат ему. Девушка, которая прежде смотрелась в воду, чтобы увидеть свое изображение, теперь причесывается перед дорогим бронзовым зеркалом». Так описывает Ипусер народное восстание.

Но самое страшное, по мнению Ипусера, то, что к восставшим беднякам присоединились совершенно бесправные рабы, которых даже не считали людьми, которых прежде можно было купить и продать, как скот, и даже убить. Теперь многие из них добились свободы. Бывшие рабыни украсили шеи ожерельями, в которых бусы из сердолика и лазурита перемежаются с золотыми и серебряными подвесками. А в это время благородные женщины голодают и проклинают свою судьбу.

Простые люди перестали страшиться царских чиновников, рассказывает Ипусер. Они врываются в архивы, хватают свитки законов, судебные решения и предписания о взыскании недоимок. Все эти документы выбрасывают налицу, топчут их ногами. Когда сын князя пробует сопротивляться беднякам, ему разбивают голову о стену. В конце концов повстанцы врываются во дворец — и, горестно восклицает Ипусер, царь захвачен бедняками!

Обо всех этих событиях коротко сообщает и другой египетский писатель. Он ведет рассказ от -лица древнего сказочного пророка Неферти, будто бы предсказавшего «времена бедствий» еще за тысячу лет до того, как они наступили. Неизвестный автор, говорящий от имени древнего пророка, описывает события с натуры, но высказывается не в настоящем, а в будущем времени.

«Все в стране будет разрушено,— заявляет он,— нижнее станет верхним, солнце померкнет, и можно будет смотреть на него, не жмурясь, невозможно будет определить время по солнечным часам, бедный станет накапливать сокровища, а вельможа станет ничтожным». Таким образом, переворот, происшедший в жизни людей, приравнивается к стихийным катастрофам.

Под видом пророчества автор описывал уже совершившиеся события. Это произведение, написанное на папирусе, хранится в Ленинграде в Государственном Эрмитаже и было впервые изучено выдающимся русским египтологом В. С. Голенищевым.

Оба эти повествования в поэтической форме сообщают нам, хотя не без преувеличений и искажений, о событиях, происходивших в действительности. Многие подробности изображены очень ярко и красочно; чувствуется, что авторы наблюдали все собственными глазами.

Когда же произошло это древнейшее из известных историкам восстание народных масс? Найденные документы не дают даты, не называют имени фараона, сброшенного с трона, и имен вождей восстания. Однако упоминается, что в разгар вооруженной борьбы извне вторглись в Египет азиатские племена, а мы знаем точно, что за 1700 лет до н. э. страна действительно была покорена гиксосами — кочевыми племенами, пришедшими из Передней Азии. На основании этого факта и ряда других соображений ученые пришел к выводу, что грандиозное восстание египетских рабов и бедняков произошло в середине XVIII в. до н. э. (около 1750 г. до н. э.).

Трудящиеся массы расправились со своими угнетателями и захватили их имущество, но не могли уничтожить сам рабовладельческий строй. Рабы и крестьяне в то время не представляли себе иной жизни, иных порядков, они стремились сами иметь богатство, власть и рабов. Поэтому их восстание было обречено на неудачу. Рабовладельцы, собрав силы, сново восстановили свое господство.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна


Комментариев нет:

Отправить комментарий