вторник, 18 октября 2011 г.

Первообщинный строй

Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением первых классовых обществ, ученые называют эпохой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две части. Первая часть охватывает время от очеловечения обезьяны вплоть до появления человека современного вида; иначе говоря, первая часть — время становления человека и общества. Вторая часть начинается с момента возникновения людей современного вида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой главной и самой важной особенностью первобытнообщинного строя было отсутствие эксплуататоров и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Оказывается, десятки и даже сотни тысяч лет люди прекрасно обходились без частной собственности. Люди доклассового общества жили сравнительно немногочисленными и относительно самостоятельными группами — общинами. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали в общественном производстве, сотрудничая друг с другом и помогая друг другу в беде. Это и понятно: люди мало знали об окружающем их внешнем мире, их средства труда были грубы и примитивны. Выстоять в борьбе с суровой природой могли только такие первобытные коллективы, в которых взаимная солидарность, сплоченность и взаимопомощь преобладали над враждебностью, взаимным недоверием и эгоизмом.

Самые древние в истории общины — общины обезьянолюдей и древних людей — мало еще походили на настоящие человеческие коллективы. Во внешнем виде древних людей, в их поведении и в отношениях друг с другом было много животных черт. Такая древнейшая община — ученые назвали ее первобытным стадом — была очень непрочной, легко распадалась и меняла свой состав.

И все-таки жизнь в первобытном стаде давала людям огромные преимущества. Вооруженные дубинами и каменными рубилами, члены первобытного стада были сильнее любого самого могучего зверя. Не случайно мамонты и свирепые пещерные медведи были обычной охотничьей добычей древних людей. Взаимная выручка и поддержка были основой поведения в первобытном стаде. 

Речь древних людей была еще не развита. Поэтому основной формой обучения в стаде было, по-видимому, обучение примером. Собираясь у пылающего костра, подростки внимательно следили за тем, как взрослые оббивают куски камня, вырубают дубины, режут кость, разделывают туши и шкуры убитых животных, поддерживают огонь в очаге.

Так, в постоянном общении старших и младших протекал процесс передачи трудовых навыков и опыта от поколения к поколению. Вместе с усложнением общественной и трудовой деятельности совершенствовалась и членораздельная речь — новое, гораздо более совершенное средство обучения, передачи приобретенного опыта, знаний.
Питекантроп и синантроп

Благодаря труду первобытные стада древнейших (питекантропы и синантропы) и древних (неандертальцы) людей получили возможность расселяться по земле во много раз быстрее любого животного вида. Век за веком, тысячелетие за тысячелетием область, заселенная человеком, непрерывно расширялась. Остатки охотничьих стоянок древнейших и древних людей обнаружены археологами повсюду — в Африке, Азии, Европе.
Неандерталец

70—50 тыс. лет назад люди приобрели, наконец, свой современный вид. Первые самые древние скелеты людей современного вида были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции. Поэтому последних п принято называть кроманьонцами. Время, когда жили кроманьонцы, археологи называют верхним палеолитом (от греческого «палеос» — древний и «литос» — камень). Кремневые орудия кроманьонцев — всевозможные ножи, скребки, скобели, проколки, наконечники копий — поражают разнообразием и тщательностью обработки.

Огромное количество костей, найденное археологами на стоянках кроманьонцев, доказывает, что они были охотниками на крупных зверей: оленей, мамонтов, зубров, медведей, горных козлов. Кроманьонцы и их ближайшие потомки создали изумительные наскальные изображения животных, впервые открытые в Испании в пещере Альтамира, а позже обнаруженные учеными в десятках других пещер и гротов Европы, в том числе и в Каповой пещере Южного Урала. (см. сооб. «Первобытное искусство»)
Бизон. XV в. до н. э. Пещера Альтамир. Испания

Судя по находкам археологов, люди верхнего палеолита умели сооружать прочные, постоянные зимние жилища. Для каркаса таких жилищ они использовали не только жерди, но и кости и бивни мамонтов, рога северных оленей. Сверху каркас накрывали ветвями или шкурами. Нередко в жилищах людей верхнего палеолита обитало несколько десятков человек. В этих случаях каждая семья имела свой небольшой очаг.
жилища первобытных людей

Изучение жилищ и стоянок показало, что жизнь первобытных общин людей верхнего палеолита была очень похожа на жизнь родовых общин аборигенов Австралии, бушменов Южной Африки или охотничьих племен индейцев Северной Америки. Поэтому ученые и пришли к выводу, что именно тогда, в верхнем палеолите, на месте первобытного стада возник род — тот самый род, который Морган открыл вначале у ирокезов, а затем и у других культурно отсталых народов.

А раз так, то, следовательно, кроманьонцы и их потомки жили уже не первобытными стадами, как их предшественники — древние люди, а родовыми общинами

Родовая община — это уже ячейка человеческого общества. Члены общины связаны друг с другом узами родства. Узы родства — это чисто человеческое понятие. Ни у одного животного нет сознательного представления о родственных связях. Не было настоящего сознания, как не было языка, речи, и у древнейших и у древних людей. Только у человека современного вида полностью развились сознание и речь, только человек современного вида осознал до конца свое отношение к другим людям, прежде всего к членам той общины, в которой он жил. Конечно, он осознал и понял не только то, что они его сородичи, но и свои права и обязанности по отношению к ним. Человек современного вида, в отличие от древних людей, не только чувствовал, но и знал, что в одиночку он бессилен и обречен на гибель. Вот почему в родовой общине так возросло чувство взаимопомощи.

Единство, сплоченность родовой общины еще более укреплялись сознанием общности происхождения всех ее членов от одного предка. 

Члены родовой общины, как уже говорилось, не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община, в отличие от первобытного стада, всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, еще более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Возникновение родового общества значительно увеличило силы и возможности первобытного человечества. Люди того времени были прежде всего охотниками на крупных животных — сильные, смелые и выносливые, презиравшие опасность и склонные к долгим странствиям. Не случайно скелеты людей верхнего палеолита поражают нас своими размерами и мощью.

С ростом численности людей ускорилось их расселение по земному шару. Крепко сплоченные  родовые общины проникали на все ранее не заселенные территории. Именно тогда, 30—20 тыс. лет назад, люди заселили Сибирь и Северную Европу, проникли в Америку и Австралию.

Со временем многие группы охотников и собирателей осели по берегам рек и океанскому побережью, где научились ловить рыбу, ракообразных, моллюсков. Огромные, протянув- шиеся порой на многие сотни метров кучи раковин и пищевых отбросов и сейчас напоминают нам об этих далеких временах.

15—10 тыс. лет назад люди изобрели лук и стрелы. Это резко увеличило продуктивность охоты. На той же площади могло теперь кормиться гораздо больше людей. Кроме того, жизнь охотников стала более оседлой. А оседлость, в свою очередь, позволила людям лучше узнать окружавший их растительный мир.

Вначале люди старались селиться вблизи зарослей дикорастущих съедобных растений. Затем они принялись оберегать эти заросли от животных, птиц и сорняков и, наконец, наблюдая, как развиваются растения, начали закапывать в землю их семена. Отсюда уже был один шаг и до взрыхления почвы палкой. С такой примитивной обработки земли и началось земледелие. Оседлая жизнь создала условия и для приручения животных. Вскормленные в неволе дикие поросята, щенята, телята и козлята привязывались к своим хозяевам и навсегда оставались около человека, а затем и размножались в неволе. Люди намеренно оставляли на развод только самых сильных, крупных и ручных животных. К тому же, в отличие от охотника, земледелец мог выделить часть урожая для подкормки домашних животных. Так возникло скотоводство.

Земледелие и скотоводство развивались медленно и незаметно для самих участников этого события. Тем не менее возникновение земледелия и скотоводства означало подлинную революцию. Недаром многие историки первобытного общества, описывая эту эпоху, так и говорят — «земледельческая революция». Впервые человек перешел от простого добывания средств существования к их производству.

С переходом к земледелию и скотоводству человечество вступило в новый период, который археологи называют эпохой неолита (от греческого «неос» — новый и «литоc» — камень). Основные, важнейшие орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня. Шлифованные каменные топоры типичны для этой эпохи. Однако жизнь людей меняется коренным образом. Земледельческий и скотоводческий труд хорошо обеспечивал людей средствами существования. У людей появилось больше времени для общественных дел, больше возможностей для занятий живописью, резьбой, музыкой и другими видами искусства. Жизнь стала богаче, разнообразнее, но и сложнее.

В эпоху неолита люди, как и прежде, продолжали жить родовыми общинами. Однако земледельческие и скотоводческие родовые общины во многом были непохожи на родовые общины охотников и собирателей. Во-первых, общины могли теперь производить гораздо больше средств существования, поэтому они стали гораздо многолюднее. Во-вторых, труд земледельца и скотовода требовал четкой, продуманной организации работ, чтобы не были пропущены сроки посадки, прополки и т. д. Трудовая деятельность общины значительно усложнилась: общинное хозяйство нуждалось теперь в хранилищах для собранного урожая, в хлевах для скота, в земледельческих орудиях, в средствах доставки урожая с поля домой, во всевозможной посуде и прочей утвари, в дровах для очагов и печей. Поэтому в общинах выделяются целые группы людей, главной обязанностью которых становится организация и распределение всех работ и руководство жизнью общины, в том числе и военная ее организация.

Так в общинах появляются вожди и старейшины, которые, как и прежде, связаны с остальными общинниками тесными узами родства, но в то же время наделены уже общественной властью. Со временем вожди и старейшины незаметно превращались в лиц, как бы поднявшихся над рядовыми общинниками. Позже они присвоили себе право распоряжаться имуществом общинников по своему усмотрению.

Древнее, основанное на полном равенстве, единство родовой общины начало тем самым как бы расшатываться. Этому способствовало и развитие техники: более совершенные средства труда все чаще позволяли отдельной семье обходиться в своем хозяйстве без помощи других общинников. Появились также семьи, которые из поколения в поколение всецело были заняты тем, что изготовляли для общины посуду или орудия труда, одежду или украшения, дома или лодки и т. п. Взамен община обеспечивала умельцев всем необходимым. Так возникло ремесло. Рост производства, развитие ремесла вели к тому, что сначала между общинами, а позже и внутри общин устанавливался регулярный обмен всевозможными продуктами труда. С другой стороны, более совершенная техника давала возможность отдельным семьям существовать независимо от общины. Со временем появились богатые и бедные семьи. Естественно, что в первую очередь богатели семьи вождей и старейшин, у которых для этого было больше возможностей.

Богатые общинники стремились сами распоряжаться своим имуществом. Так стала формироваться частная собственность, неизвестная доклассовому обществу и несовместимая с ним.

Узы родства постепенно переставали быть главными связями между общинниками. Богатые и знатные стремились объединить свои силы для защиты своих богатств и своей власти от рядовых общинников, хотя бы последние и оставались их родственниками. Положение и место человека в обществе все больше определялось не тем, к какому роду, а значит, и общине он принадлежал, а тем, богат он или беден, знатен или нет. Прежнему равенству доклассового общества пришел конец. Внутри него уже созрели социальные силы, которым суждено было окончательно его разрушить.

Известным толчком к этому послужило открытие плавки и обработки металлов, сначала меди и олова, а затем и железа. Впервые это произошло, вероятнее всего, в Передней Азии около 5 тыс. лет назад. Металлические орудия оказались намного эффективнее орудий из камня, дерева и кости. Земледельцы и скотоводы стали производить еще больше средств существования. Многие люди могли теперь всецело посвятить себя различным видам ремесленного труда и искусства. Рост производительности труда привел также к тому, что еще больше людей стало селиться вместе. Поднялись стены первых городов. Общественная жизнь все больше и больше усложнялась. Выделился привилегированный слой лиц, взявших в свои руки все управление общественной жизнью. Для содержания этой общественной верхушки вводят налоги, которые в случаях необходимости взимаются силой. Но сила использовалась не только внутри общества и не только для его защиты от врагов. Война превратилась теперь в выгодный промысел. Военнопленных, которых раньше убивали, теперь стали обращать в рабов — при возросшей производительности труд раба был выгоден.

Так общество постепенно разделилось на два класса — свободных и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Началась эпоха нового, классового общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий