среда, 14 марта 2012 г.

В рудниках Лавриона


Лаврион - в античные времена это был промышленный район, который находится в цепях высоких каменистых холмов проходящих через юго-восточную оконечность Аттики. В течении долгого времени, а именно с середины VI в до н. э. и до конца II в н. э., тысячи рабов в этом древнем промышленном районе выплавляли свинец и серебро. Поныне здесь виднеются груды шлака от выплавленной когда-то руды, (около 150 лет назад европейцы на месте древних рудников Лавриона организовали выплавку серебра из этого древнего шлака) остатки разваленных водохранилищ, осколки глиняных водопроводных труб, развалины фундаментов зданий; иногда можно наткнуться на ржавые тяжелые железные молоты и другие орудия горняков. Но это не самое увлекающее и интересное, самое интересное это то, что здесь находится больше 2000 шахт, глубиной до 120 м , высеченных в твердых известковых пластах.

Вход в шахту был в виде колодца, в который спускались с помощью деревянных лестниц. Этот колодец вел к штольням,  которые образовывали как бы ряд этажей. Штольни освещались большими масляными лампами и в каждой штольне были узкие колодцы, выходящие на поверхность земли для вентиляции шахты.
Остатки древней шахты

Размеры шахт и штолен были не большими; обычно высота штольни была 90 см, а ширина - 60 см. Конечно же в таких условиях работать было очень тяжело, рабам-горнякам приходилось работать сильно согнувшись или сидя на корточках в течении всего рабочего времени. Очень даже вероятно, что рабам приходилось работать без перерывов, ведь выход на поверхность занимал много времени, а это было не выгодно хозяевам шахт. Чтобы рабы могли работать продолжительное время и не умерли от жажды, в специальных нишах, которые находились непосредственно в штольнях, оставляли сосуды с водой. Бывали и случаи, когда рабов приковывали цепями к месту работы. Мешки с добытой рудой рабы носили по лестницам и наклонным штольням к выходу из шахты,  где руду грузили на тележки и катки. Иногда для этой работы применяли и детский труд.

Добытую руду дробили, а затем размалывали. Для этих работ использовали людей, которые не могли работать в шахтах - в основном это женщины, дети, старики и калеки. Размельченную руду промывали в цементированных бассейнах, в которых металл оседал на дно, а известняк частично растворялся. После этого промытую руду подавали в плавильные печи. На печах уже работали квалифицированные работники, но, как правило, это были рабы. Этих "рабов-металлургов" иногда покупали за очень большие деньги. Рабов для горнопромышленного района Лавриона привозили из разных стран Средиземноморья, Фракии и особенно много из Македонии, где была хорошо развита горнорудная промышленность. Аренда шахт Лавриона была основным доходом Афин.

Каждое предприятие, которое находилось в Лаврионе  состояло из шахты  и установки для выплавки руды -  эргастерия, принадлежавшего одному лицу.  На предприятии работало примерно 30 человек в более или менее постоянном составе, что обеспечивало максимальную  добычу и выплавку руды. Сохранившиеся документы, вырезанные на каменных плитах, которым больше двух тысяч лет свидетельствуют о том, что хозяева, которым принадлежали эргастерии, совершали различные сделки: продавали руду и эргастерии, покупали, сдавали в аренду, закладывали под залог свои предприятия. Самое интересное в этих сделках, что рабов при продаже или сдаче в аренду эргастерия считали не работниками предприятия, а частью его оборудования.

В  Лаврионе часто рабов сдавали в аренду. Аренда оформлялась письменным договором, после чего раб переходил в полное распоряжение и содержание хозяина предприятия. Если раб погибал на работе арендатора, то он должен был вернуть раба, другими словами арендатор должен вернуть столько рабов сколько взял. Так в V в до н. э. известный афинский государственный деятель Никий сдавал в аренду в  Лаврионские рудники  1000 рабов, которые приносили ему большой доход, так же он был владельцем крупных эргастериев в Лаврионе.

В то время в Афинах уже существовали примитивные правила техники безопасности на предприятиях, за нарушение которых хозяев эргастериев сурово наказывали. Например: шахты и штольни должны быть укреплены должным образом, чтобы не было обвалов, запрещалось задымление шахт и др., но государство больше заботилось о шахтах, чем о жизни рабов.

В Лаврионе  археолагами были найдены остатки небольших жилых помещений, образовывавшие целые проулки. Скорей всего там жили рабы со своими семьями, у некоторых было свое хозяйство. Здесь же обнаружены остатки производственных установок и это все обширное пространство было обнесено стеной, окружавшей, по-видимому, один большой эргастерий.

Известно, что каждый эргастерий имел свое название. Например, был эргастерий "Артемидиакон", называвшийся именем богини Артемиды - покровительницы рабов.

В Лаврионских эргастериях положение рабов было разное: были и квалифицированные мастера, надсмотрщики и даже рабы-управляющие. Иногда бывало, что хозяин эргастерия дарил свободу своему рабу, который очень хорошо трудился на его шахтах, но он оставался у хозяина в качестве его помощника. Некоторые из таких свободных людей, взяв в аренду шахту и рабов, сами становились хозяевами эргастериев. А вот положение рабов-горняков было очень тяжелым, они никогда не становились свободными, работали в очень тяжелых условиях и их оплатой была еда и вода. Поэтому, когда в 411-410 гг. до н. э., во время  Полопоннесской войны на  Аттику  наступали спартанцы - враги Афин, в их лагерь перебежало около 20 тысяч рабов-ремесленников, большая часть из которых были горняками из Лавриона.

В 138-101 гг. до н. э. в  Римской империи, в Сицилии, произошло два больших восстания рабов. С ними восстали рабы Лавриона. В 133 году до н. э. в рудниках Лавриона  восстало больше тысячи рабов, а в 103 году до н. э. рабам удалось захватить  Лаврион  и укрепиться на мысе Сунион. Непокорным рабам удавалось держать на осадном положении всю Аттику несколько месяцев, так же им удалось связаться с пиратами, банды которых орудовали на прилегающих территориях Средиземного моря, и даже чеканили свою монету. Местное правительство не могло справиться с восставшими, и поэтому крупными военными силами Рима, которому была подчинена вся Греция, было жестоко подавлено это восстание.

1 комментарий: